Священникам читать

Елицы оглашенные

С недавнего времени на территории нашей епархии и во многих других местах ввели обязательную подготовку перед принятием Таинства Крещения. Мера справедливая и цель ее понятна всем – храмы не наполняются молящимися, а то, что творят новокрещенные, вызывает глубокое сожаление и скорбь у священников, крестивших их. Надежды на то что «когда-нибудь это доброе семя прорастет…» остается совсем мало и потому Церковь пришла к норме подготовительных бесед – оглашению. К слову сказать, оглашение (подготовка) существовало в Церковной среде с первых веков христианства, отдельный вопрос почему оно исчезло, и вот вновь возрождается практика и уже идут отчеты… Почему чувство тревоги не исчезло? Почему до сих пор скорбит душа о тех, кто крестился, но, как и прочие, исчез из храма и возможно навсегда? Что мы не дорабатываем?

 Возможно, ответ лежит в самой практике оглашения. Раньше человек желающий крещения и жизни во Христе, проходил оглашение не менее сорока дней. Если не оказывал должной ревности, или еще сомневался, или не разобрался сам в себе, его оставляли проходить в течение года или даже трех. За это время человек не только научался истинам веры и принимал учение Христа, но и учился жизни во Христе. Что это значит? А это значит то, что человек на практике учился молиться за ночным богослужением и после него идти работать.  Это значит, что ему предстояло научиться откладывать повседневные заботы о доме ради церковного богослужения. Это значит, что если вставал вопрос или баня или молитва в собрании христиан, он безоговорочно выбирал последнее, умея находить время для второстепенного, жертвуя своими привычками и удобствами.

Почему речь идет только о богослужении, ради которого человек был готов пожертвовать всем? Потому что богослужение есть центр христианской жизни и проходя оглашение в течение года человек учился на опыте, еще раз подчеркиваю, на своем опыте выстраивать свою жизнь вокруг этого центра. У христиан всегда был центр недельный – день Воскресения Христа. Шесть дней мы делаем дела свои, седьмой день отдаем Богу. Чтобы так жить не хватит только помнить об этом, придется еще и делать в течение недели все так, чтобы воскресение оставалось свободным от всех земных дел. И это на протяжении всей оставшейся жизни. Это уже компетенция опыта, а не рассудка.   Есть у нас и центр годичный – подготовительные недели к Великому Посту, сам Пост, праздник Воскресения Христа, который длится неделю, послепасхальный период подготовки к принятию Духа Святого на праздник Пятидесятницы. Более трех с половиной месяцев христиане живут очень напряженной жизнью (в сравнении с другим временем года), ведь то что предлагает Церковь своим чадам нам должно пройти опытом, а не просто согласиться со всем этим, сказав, что «про это я знаю». Те, кто все это делает, знает, насколько порой бывает сложно и физически, и нравственно и даже психически в этот период человеку. Есть еще много чего в церковной жизни, что уходит в сферу конкретного человеческого усилия, а значит опыта. И вот теперь самое, на мой взгляд, главное.  

В нашей, современной ситуации, мы не готовим человека к практической, опытной стороне церковной жизни. На подготовительных беседах мы доводим до ума человека христианские догматы, истины, числа и имена, и даты, и человек со всем соглашается ради скорой возможности крещения. Но мы не учим человека жить в Церкви, наивно полагая, что «сам придет, когда настанет его время» и что человек сам научится всему. Да, такие есть. Есть такие, что сами учатся всему, но это вообще очень сильные и активные люди. Число таких никогда не будет «восемьдесят процентов» в наших храмах, а потому чего удивляться, если на Пасху в наших городах и селах 

в лучшем, самом лучшем случае, примерно одна десятая часть от всего населения? Мы должны научить человека не столько теории, сколько практике, а на это всегда будет уходить много времени. Привычки мирской жизни очень сильно действуют во всех людях, а особенно в тех, кому уже «за сорок». И все мы хорошо знаем и то, чтобы отстать от них, необходим долгий, явно не двухнедельный труд. Только после принесения их в жертву Христу, после сознательно уклонения от «мирской доброты», после решительного выбора самим человеком истинного добра и сознательного уклонения от зла, возможным станет облечение во Христа.

Всем священникам это хорошо знакомо. И потому скорбим. И потому не в радость совершать Таинство единения со Христом над нашими современниками. Что же делать? - Вернуться к временам и срокам оглашения в древности, со всеми правилами оглашения в древности, предварительно  выкинув из головы идею имперскости: «В православном Государстве все должны быть крещенными». Иначе мы по-прежнему будем объяснять, растоковывать, увещевать, надеяться, как наивные дети на лучшее, а реальность отвергать и стыдливо прятаться от нее. Надо перестать бояться отказывать современнику, иначе мы вполне можем стать виновниками его вечной катастрофы.  

Не верите? А почему семя спокойно похищают «птицы», почему «семя всходит и быстро засыхает», почему оно зарастает «тернием»? Ведь человек не против Христа и даже готов подтвердить свою принадлежность к Православию при социологическом опросе. Мы не показываем Православие, не вживляем его в человеческую жизнь. Не учим опытной жизни, а только, уже какое десятилетие, надеемся на чудо и на то, что Бог доделает то, что мы не успели, или побоялись, или не захотели…

Еще, сравнительно недавно, чтобы стать коммунистом, надо было год походить в «кандидатах», а сегодня, чтобы стать крещенным надо только захотеть и заплатить. Если бы мы любили своих соотечественников, и поистине желали их спасения, мы бы… Дополните сами.

                                                                              прот. Дмитрий


Назад к списку