Воскресная школа 2011-2012г.

 

 

 

 

«Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его и это всё приложится вам». Мф.6.33 «Цель православного воспитания есть помощь детям в освобождении их от власти греха, через благодатное восполнение, находимое в церкви. Это помощь в раскрытии образа Божия в себе, раскрытия пути к вечной жизни, в приобщении к ней уже в земной жизни!» Протоиерей Василий Зеньковский. 

Пояснительная записка.

         Говоря о цели воспитания ребёнка, выдающийся богослов и православный педагог XX века Н.Я.Пестов указывал на то, что родители-христиане прежде всего обязаны заботиться о том, чтобы дети выросли в непоколебимой вере, живыми членами Церкви, чтобы в душе их прообразился Христос (Гал. 4.19), чтобы более всего в мире они возлюбили Бога, а «ближнего своего, как самого себя»(МФ. 22.37-40), и целью своей жизни ставили «стяжание Духа Святого Божия» (из слов преподобного Серафима). Если достигнут родители того, то всё остальное: и образование, и развитие дарований, и здоровье, - всё приложится само собой»… Очень важно привить ребёнку православный взгляд на всё, что его окружает, воспитать духовно-нравственную личность, способную противостоять нехристианским обычаям, искушениям и соблазнам современного мира.

         Любящее сердце созидается любовью. Воспитание детей немыслимо без любви – родителей к детям, к людям, педагога к детям; уважения достоинства человеческой личности.

         При храме св. праведного Иоанна Кронштадтского в помощь родителям в воспитании детей в духе православных традиций была создана группа семейной поддержки «Жемчужинка»  для детей дошкольного возраста и их родителей, которая занималась по воскресеньям после Божественной Литургии. Занятия проводятся по экспериментальной программе, разработанной авторским коллективом педагогов и апробированной в воскресной школе при храме Спаса Нерукотворного образа Санкт-Петербурга в течение 4-х лет  (с 2007г.). Мы очень благодарны о. Андрею и матушке Валентине, которые познакомили нас с этой программой духовно-нравственного воспитания детей и обеспечили возможность её реализации на нашем приходе, а также о. Дмитрию, который поддержал наше начинание.

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста (4-7 лет). Она переработана и дополнена занятиями для детей младшего дошкольного возраста (4 года).

Принципы построения программы.                                                  

1. Соответствие церковному календарю.

2. В одно занятие может включаться один или несколько из ниже названных блоков.

3. Занятия автономны.

4. Адаптированность содержания к дошкольному возрасту.

Основные разделы программы:

1. Организованные занятия с детьми.

2. Совместные семейные праздники.

3. Работа с родителями.

Принципы организации занятий. 

1.Каноничности и научности.

2.Наглядности.

3.Доступности.

4.Учета возрастных и индивидуальных особенностей.

5.Связи содержания занятий с жизненным опытом детей.

Основные блоки программы:

1. Священное Писание. Церковь.

2. Мир: красота и гармония Божьего творения

3. Заповеди

4 . Дерево добродетелей.

5. Семья.

6.Художественное творчество:

7.Труд.

8.Развитие речи 

Содержание занятий:

-  Знакомить детей с церковными праздниками, иконами, житиями святых.

-  Познакомить детей с основными молитвами: объяснять смысл, необходимость, время молитвы, начать приобщение к совместной молитве.

-  Знакомить детей с иконографией, в доступной форме объяснять богословский смысл изображения. 

-   Воспитывать познавательный интерес к житиям святых; способствовать желанию подражать их благочестивой жизни.

-   Воспитывать понимание необходимости церковной жизни.

-   Воспитывать нравственные чувства: сострадание, милосердие, честность, правдивость, послушание, сочувствие.

Продолжительность занятия примерно около часа. Занятие комплексное: изложение основной темы (о празднике или житие святых), художественно-продуктивная деятельность, инсценированные сказки, подвижные игры, хороводы, развивающие занятия.

На занятиях дети слушают и подпевают церковные песнопения. Эстетический фон занятия создают потешки, стихи, народные песни, игры-драматизации (костюмированные, с использованием шапочек-масок).

Родители и старшие братья и сёстры наших воспитанников активно участвуют при проведении занятий: при инсценировке сказки, хороводах; оказывают помощь малышам при рукоделии.

Наши занятия посещают 12 человек: дети 5–6 лет – 9 человек

                                               дети 4 года – 2 человека

                                               одна девочка 2г. 8 месяцев.

Занятия детям нравятся. Родители охотно посещают занятия вместе с детьми. Мы приглашаем на занятия и родителей и дедушек и бабушек, которые приводят внуков на занятия с согласия невоцерковлённых родителей.

Мы очень благодарны педагогам Спб,  разработавшим конспекты, по которым сейчас работаем с детьми. Занятия очень интересные, информативные, выдержанные в духе христианского благочестия, глубокие по содержанию и в тоже время доступные для детей этого возраста.

Вот некоторые отзывы родителей:

«Дочке нравятся эти занятия. Лера ходит с удовольствием, нравятся инсценировки сказок, ручной труд. На занятиях освещаются церковные праздники. Лера и я узнаём много интересного. Лера стала ответственной, терпеливой, проявляет заботу о младших. Пересказывает дома, что узнала на занятии. Нам очень нравится, что есть такие занятия».

Наталья Николаевна Лапыгина, мама Леры, 6 лет.

«Катюша на занятия ходит с удовольствием, после службы ведёт меня на занятия»

Бабушка Кати 2г. 8 мес. Ольга Владимировна Белькова.

«Наша семья верующая и мы с супругом были очень рады, что открылась такая группа, потому что таких занятий в нашем посёлке нет. На занятиях дети приобретают православный взгляд на жизнь, стремятся быть добрее, лучше. Дуняша говорит: «Хочу быть лучше, не получается пока», дети учатся оценивать свои поступки. Дуняша и Кирюша любят петь дома церковные песнопения, которые слышали на занятиях. Дай Бог, чтобы такие занятия продолжались».

Татьяна Владимировна Ковалёва, мама Дуни и Кирилла.

На занятиях дети приучаются быть терпеливыми, заботиться о младших, помогать им, слушаться старших. Этому способствует то, что группа разновозрастная.

Сейчас мы разрабатываем и планируем ввести со следующего учебного года региональное содержание программы (по Архангельской области). Будем рады вашей помощи. С удовольствием поделимся опытом.

 

Матушка Любовь (Абакумова)

Высшее образование, окончила Вологодское духовное училище по специализации катехизатор.

Ольга Николаевна Серхачева

Окончен СПБ пед. университет им. Герцена, ф-т коррекционной педагогики. Работаю учителем-логопедом в д\с № 5 п. Березник Виноградовского р-на, Архангельской области.

 

от настоятеля: Читатель может заметить, что на приходе существовало две группы детей разных возрастов. Занятия с младшей группой проходят очень живо и грамотно (мне очень радостно видеть это), со средней группой будем заниматься по другому методу (целая весна и лето на обдумывание). Скорее всего это не будет сидение за партой, а что-то деятельное + православный компонент. Со взрослыми занятия начнутся так же осенью. Для них планирую создать двухгодичные богословские курсы, к счастью, образование позволяет преподавать подобное.


Назад к списку