Вышитые иконы

В храм уже неоднократно обращались женщины с просьбой освятить вышитые ими иконы. «Новое поветрие» про себя назвал я все это, но должного внимания не обратил, а зря! Теперь снова приходится объяснять «вслух всего народа» вещи простые и в тоже время серьезные.

С первой же встречи осталось в душе некое чувство, не поймешь какое, но неприятное – вышитая икона. Вроде бы красиво и пристойно все. Женщины заняты делом. Что не нравится? Вышитая икона ушла из церковной традиции благодаря разгулу атеизма и мы отвыкли от нее. Может это? Нет, не это. Висит же в храме преп. Платона Студийского вышитая икона и никаких отрицательных эмоций не вызывает. Не в храме куплена икона? – Нет, не в этом дело. Покупают же иконы в совершенно нецерковных магазинах, как «оберег», и приносят освятить, и мы их освящаем, объясняя, конечно, что к чему.

Что не так?! Ответ пришел неожиданно.

В очередной раз в храм принесли несколько икон. Я с неудовольствием проворчал: «опять»… И сказал совершенно замечательные слова, эту замечательность я только потом понял и оценил: «передайте, что я не буду освящать эти иконы и вышивать не разрешаю». Что тут замечательного? А то, что получилось по милости Божией следующее: через несколько дней в храм пришла женщина, и ей передали сказанное мною. В ответ послышалось: «А я уже не могу не вышивать иконы». Когда я услышал это, то вспомнил житие преп. Симеона Столпника и прославил Бога, разрешившего таким образом многолетнюю ситуацию.

В житии преп. Симеона есть очень важный момент, важнейший для духовной жизни, но совершенно бессмысленный для «верхоглядов». Преподобный, дабы совершенно отречься от мира, построил каменный столб, внутри которого он стоял и день и ночь, вознося молитвы. Такого рода подвига еще не слышало монашеское общество и духовно опытные старцы рассудили проверить от Бога это делание или это прелесть бесовская. Проверку решили устроить следующую: несколько монахов должны придти к столбу и сказать преподобному: «слезай со своего столба, так велят старцы, ишь, что удумал!». Если он спустится, проявив послушание и показав истинное смирение – оставить его подвиг, если же откажется спуститься (из гордости) -стащить за ноги и привести к ним. Монахи так и поступили и лишь они сказали «спускайся, так велят старцы…» преподобный Симеон тотчас начал спускаться. Видя это, монахи закричали: «Истинный слуга Господень! Оставайся на столбе, помолись о нас». И отошли от него радуясь.

Примерно так все и получилось спустя пятнадцать веков в маленьком храме, на самом краю области… Потому говорю всем: лично я никому не благословлял вышивать иконы. Это первое. Есть одна женщина, которой благословлено, но она сначала исповедовалась и объяснила причину своего поступка. Второе: вышивать иконы благословлялось не всем даже в дореволюционных монастырях. В основном это доверялось очень благоговейным монахиням и девственницам. Вспомните свои грехи и подумайте достойны ли вы браться за такое… Третье: вы можете вышивать, раз уж так хочется, все что угодно кроме икон: зайчиков, мишек, детишек, пейзажи… Ведь так? Удовольствие от сделанного своими руками не убавится, а греха избежите точно. Божией помощи!

 

                                                                                                            С ув. Прот. Дмитрий

 

 

 

 

 

 

P.S. После одного комментария на статью немного задумался, а может я очень сложно написал и люди не могут понять о чем эта статья?

 

 

 

 

 

 

       Упрощаю мысль жития преп. Симеона: если современник строит "столб" и утверждается на нем из гордыни это делание не доброе. Проверить это можно только пресечением его воли, прекращением "извне" его любимого дела. Если в ответ на запрещение человек начинает м м м... волноваться, скажем так, краснеть и пытаться доказать, что он от всей души с любовью делает это, то это явный признак самолюбия и самоволия, происходящих от гордыни. Не думаю, чтобы такие дела были угодны Богу. 

 

 

 

 

 

 

       Если человек в ответ на запрещение скажет нечто такое: "Батюшка, простите, Вы правы. Я недостоин и не имею права", "Действительно не за свое взялся...", "С моими ли грехами да в калашный ряд..." посмотреть на человека уже внимательнее. Побеседовать с ним, выяснить причины и мотивацию, посмотреть на степень воцерковленности, на общее настроение души и оставить это делание за ним, если он этого твердо хочет, и не смотря на свое недостоинство, сможет исполнять благословение. Мы ведь должны в этой жизни искать не угодного себе любимому, а угодного Богу. Если, конечно, мы претендуем на звание христиан. А "столбов" сегодня строится очень много...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Назад к списку