Из книги иг. Евмения "Духовность как ответственность"
Люди, ищущие на кого бы взвалить ответственность, провоцирующие священника на подавляюще – зависимые отношения, стараются, как бы стать его «приложением». Они говорят священнику различные комплименты и теплые слова, а взамен ожидают заботы и попечения об их «страждущих душах». Если пастырь примет навязываемую модель отношений, то именно эти люди могут подвести его в самую неподходящую минуту, безосновательно обвинив его в авторитарности, жесткости, бездуховности или просто тихонько разочаруются в нем…
Бывает и так, что именно те люди, которые привыкли манипулировать другими в обычных человеческих отношениях, начинают манипулировать духовником для того, чтобы он взял заботу о них.
Перед священником стоят три важные задачи:
1. Распознать, как именно духовные чада пытаются получить поддержку от пастыря, вместо того, чтобы стоять на собственных ногах.
2. Избежать втягивания в неразумную заботу об окормляемом человеке, отказаться от опекающей заботы, лишающей человека духовного роста.
3. Понять, как противостоять манипулирующему духовному чаду. Варианты манипулирующего поведения:
«Батюшка, ну побеседуйте со мной…»
«Я только хотел спросить…»
«Вы давно мне не уделяете времени…»
«Меня никто не любит…»
«Вы мне давно обещали, что…»
«У Вас на всех хватает времени, кроме меня…»
«После этого, как Вам можно доверять?..»
«Я Вам поверила, а Вы…»
«Я уезжаю в мир (т.е. из монастыря) и там погибну во грехах…»
«Я к Вам больше никогда не приду…»
Молодому священнику, который взялся за дело духовного окормления людей, могут польстить обращенные к нему слова или просьбы о том, чтобы он дал совет, как поступить в той или иной ситуации, о том, что его советы буквально спасают от смерти («И чтобы я без Вас делала?»). Человек в полной беспомощности простирается перед батюшкой! И самая главная помощь ему состоит в том, чтобы не уступать этим просьбам, а предложить человеку в присутствии духовника самому найти ответственные решения, ответственный выход из той или иной ситуации.