Возможно все, что Вы прочитаете ниже, очень «сырое» и наивное. Но после общешкольного собрания появились странные ощущения, суть которых попробую изложить на бумаге. Если мое личное мнение ошибочно и в корне неверно - простите.
На собрании родителям был предложен вопрос о переходе школы на новую форму контроля успеваемости учеников «Электронный дневник». Директор школы выступила с объяснениями этой идеи, технический специалист объяснил как, что и зачем. Речь Светланы Борисовны не записывал, но она почти слово в слово повторяет все то, что было прочитано мною ранее в интернете по запросу «Электронный дневник за и против». А потому приведу печатный вариант речи директора с сайта Алмазовской средней общеобразовательной школы. Сайт выбран в ходе обычного поиска. http://al303995.ucoz.ru/publ/ehlektronnye_dnevniki_chto_nuzhno_znat_roditeljam/1-1-0-9
«…Статистика утверждает, что подобная осведомленность родителей и учителей благотворно сказывается на успеваемости детей. Вся информация об оценках и посещаемости может быть просмотрена только тем человеком, для которого она предназначена. Дневник имеет разные уровни доступа для учеников, родителей, учителей и директоров. В программе доступны такие функции как: 1) Просмотр оценок и замечаний. 2) Просмотр домашних заданий. 3) Просмотр посещений и прогулов. 4) Просмотр общешкольных событий 5) Просмотр родительских собраний. 6) SMS оповещения. 7) Интерактивная форма общения учителей и родителей. 8) Просмотр разного рода статистики и рейтингов учеников и предметов. Родитель может ознакомиться с успехами только своего ребенка информация о других детях не доступна, а также с общей информацией. Вы – родитель. Помимо того, что это звучит гордо, это «звание» накладывает на вас определенные обязанности. А если вы – родитель школьника, то к обычным обязанностям можно смело прибавить походы на родительские собрания, проверку успеваемости ребенка, его домашней работы, общение с классным руководителем (а иногда и с другими учителями). Как совместить такие обязанности с работой, отнимающей много сил и времени? И можно ли совместить их вообще? Для этого достаточно заглянуть в электронный дневник школьника. В электронном дневнике можно найти информацию об успеваемости ребенка, расписании его уроков, о домашнем задании, посещаемости или опозданиях. Кроме того, доступ к программе дает возможность общения с учителями школы. Обращение родителя к электронному журналу вообще можно сравнивать с полноценным посещением родительского собрания. Выкроить же пару минут в обеденный перерыв для того, чтобы посмотреть, как дела у ребенка в школе, очень просто. Для этого не нужно отпрашиваться с работы (как в случае с собраниями), устраивать не очень приятную временами процедуру проверки дневника. Кроме того, ребенок будет понимать, что родители узнают его оценки еще до того, как он вернется из школы, и нет смысла прятать заветный дневник или обманывать в случае неудачи на уроке. Да и у вас, как у родителей, будет время взвесить ситуацию, не наломать дров сгоряча и подумать, как помочь ребенку. Многие учащиеся, особенно те, которые периодически смотрят новостные блоки, уже слышали про систему электронных дневников, которая постепенно внедряется в школах и других учебных заведениях. По поводу внедрения этой системы со стороны учащихся существует множество мнений, но единого ответа на вопрос «Удобно ли использование учащимися электронного дневника?» нет. Часть учащихся против использования электронного дневника в их школе, так как они не заинтересованы в том, чтобы родители могли контролировать процесс их обучения и то, какие оценки за свои старания в учебе они получают. Однако «тайное всегда становится явным», и если ученик не выполняет домашнее задание или нарушает дисциплину, то это в конце концов будет известно его родителям. И скрывать это не имеет никакого смысла. Конечно, каждый человек индивидуален, но «чистосердечное признание смягчает наказание», поэтому лучше сразу честно признаться в том, что за невыполненное домашнее задание поставили двойку. Причины невыполнения могут быть разными, но реакция родителей, как правило, мягче в том случае, когда учащийся самостоятельно сообщает о таком факте, чем когда родители узнают об этом на очередном родительском собрании. Электронный дневник позволяет не только быть честными и открытыми со своими родителями, но и дает учащемуся возможность в любой момент посмотреть то, что задали на дом для изучения. Более того, электронные дневники становятся все более универсальными и уже не являются просто электронной версией обычного бумажного дневника. В настоящее время электронные дневники позволяют ученикам общаться между собой. С учетом того, что большая часть школьников проводит значительное время в Интернет, наличие чата в электронном дневнике позволит проводить время и с пользой, и с удовольствием. Польза заключается в другом очень важном свойстве электронного дневника – хранилище информации. Это хранилище может быть организовано в виде библиотеки, которая будет содержать необходимые для обучения материалы, учебники, книги».
Вот примерно так нас убеждают в необходимости этой совершенно необходимой вещи. И почему-то никто толком не может ответить на вопросы, которые возникают при знакомстве с ресурсом «электронный дневник». А они есть.
Вопрос первый: Какое право имеют частные лица, а интернет ресурс «электронный дневник» это частная структура, на доступ к личной информации о человеке. Его номеру паспорта и телефону. Оценкам, замечаниям, прогулам и посещениям уроков… Тому, кто создает «ЭД» все это будет известно по определению.
Вопрос второй: Кто сказал, что все семьи только и делают, что не доверяют своим чадам, а чада родителям? Кто сказал, что абсолютно всем нам просто необходим контроль за своими детьми, чуть ли не в режиме «онлайн»? Откуда такая убежденность? Я своим детям доверяю, они мне тоже. В вашей семье проблемы? - Меняйте взаимоотношения в семье, ищите потерянный драгоценный контакт с ребенком…
Вопрос третий: Если у родителей нет компьютера и выхода в интернет, смысл «ЭД» теряется? Ведь ресурс создавался с целью информирования родителей о текущих делах их детей… Похоже есть еще и другая, более серьезная цель, которую преследуют авторы «ЭД», но про которую они скромно молчат.
Вопрос четвертый: Почему мы обязаны дать необходимые сведения о ребенке, даже в том случае если у нас нет компьютера, выхода в интернет и желания давать эти сведения? Как объяснили на родительском собрании «вы должны дать сведения, но вы не обязаны регистрироваться в «ЭД», заходить в него и проверять что-либо. Это ваше личное дело…». Может быть «ЭД» преследует цель сбора информации, статистики, учета, по каждому ребенку нашей страны? Судя по реплике это так. Да и где еще в нашей стране можно собрать всех детей, как не в школе и больнице…
Вопрос пятый: Почему в заявлении на приобретение «ЭД» разрешается «хранение, систематизация данных о ребенке, анализ данных и передача их какому-то внешнему Оператору»? Везде нормальные люди пишут отказ о передаче любой информации о себе третьим лицам. Либо, если это необходимо, пишут согласие, но это их право выбора. Здесь оно просто отсутствует.
Вопрос шестой: Несоизмеримость затрат на переоборудование школ и заявленных целей «ЭД» настораживает. Контроль за детьми, и оперативность действий родителей, в нашей стране ставится выше миллионных затрат (если не миллиардных)?! Не дешевле ли будет оставить старые бумажные дневники, которые, к слову, и так остаются «средством контроля за успеваемостью» параллельно «ЭД»?
Вопрос седьмой: Нагрузка на учителей сильно возрастет и как сказала наша классная «я не смогу оставаться с вашими детьми после урока и что-то им объяснить дополнительно – буду заполнять электронный журнал…». Мой ребенок в дополнительных объяснениях очень нуждается, денег на репетитора у нас нет, и не предвидится. Неужели «ЭД» таким необычным образом улучшит качество образования? Ведь нам только об этом и твердят…
Вопрос восьмой: Есть ли плюсы этой системы?
На мой взгляд да!
1. Контроль за «самоделкиными» и «растеряечками» со стороны родителей облегчится в разы.
2.«Незаданное» или попросту забытое домашнее задание окажется перед глазами и родителей и ученика.
3. Облегчится общение учителя и родителей (при условии поголовной комьютеризации последних).
Пожалуй, все. Но, повторюсь, это на мой личный взгляд.
Я никак не отношусь к антиглобалистам, но меня, как человека довольно плотно изучавшего историю нашей страны, не может не настораживать тенденция контролировать всех и вся с помощью видеокамер на улицах, GPS навигаторов (контролирующих скорость, траекторию движения, расход топлива), новых электронных карт с большой информацией о владельце, социальных сетей…
Мне очень странно слышать об отказе нашего президента «общемировому Партнерству открытых правительств» в подписании соглашения во второй половине 2013г. Эта «открытость» будет в действительности перед кем? И главное зачем?
Сдается мне, что сегодня соберут максимально возможное количество информации о каждом жителе страны (мира). Завтра отменят деньги и выдадут в приказном порядке электронные карты, послезавтра исполнится мечта всех тоталитарных режимов – тотальный контроль.
Контроль за личными интересами, наклонностями, "идеологической правильностью" индивида, личной жизнью семьи и детей, покупками и штрафами... Но ведь человек такая скотинка, что его хлебом не корми, дай чего-нибудь нарушить! По всему выходит так, что придется таковых изолировать от счастливого общества подконтрольных баранов россиян… Любой оппозиции хоть в отдельно взятой голове, хоть партийной не будет по определению…
Вы не верите в это? Ну, что ж, я тоже не верил в свое время (в 1999г.), ну, например, что доллар в России будет стоить 28-32 рубля за штуку. Хотя предупреждали. Откуда бы этим людям знать в то время, что произойдет с долларом в 2009г.?
Спустая почти два года (18.05 2015)
"Первый замглавы комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов направил сегодня обращение на имя вице-премьера правительства РФ Ольги Голодец, в котором обозначил, по его мнению, явно недостаточные меры, принимаемые Минобрнауки по обеспечению безопасности персональных данных школьников. Так, депутат обратил внимание Голодец на тот факт, что доступ к данным как минимум 5,6 млн российских учащихся получила офшорная компания, зарегистрированная на Кипре, прередает ТАСС.
"Частная компания собирает и обрабатывает персональные данные школьников, учителей и их родителей на протяжении нескольких лет, подключив к системе более 30 тысяч школ и более 5,6 миллионов учеников", — говорится в запросе Бурматова. При этом "изучение порядка базового (бесплатного) подключения школ и школьников к системе Дневник.ру показало, что данные несовершеннолетних имеют примитивную систему защиты и не предусматривают использования программно-аппаратных средств шифрования при передаче данных через открытые каналы (сеть Интернет) при коммуникациях с пользователями и имеют минимальную защиту только на стороне ООО "Дневник.ру", — утверждает Бурматов.
Между тем единственным 100-процентным учредителем ООО "Дневник.ру" является кипрский офшор "И.Ар.Эйч. Эду революшнхолдингз Лтд", зарегистрированный в Никосии, а руководит обществом выпускник Колумбийского Университета в Нью Йорке Леви Гавриил Давидович 1982 года рождения, пишет первый зампред думского комитета. Он считает необходимым выяснить, "каким образом персональные данные как минимум 5,6 миллиона российских школьников оказались в распоряжении компании с учредителем в виде кипрского офшора, стратегическим партнером которой официально указывается министерство образования и науки РФ".
Бурматов указывает, что это далеко не единственный вопрос к организации Минообрнауки защиты персональных данных школьников. В частности, он
предъявляет серьезные претензии к действиям министерства по реализации единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся. По мнению депутата, система "не предусматривает достаточной защиты персональных данных обучающихся, из-за чего информация о более чем 20 млн школьниках и студентах может быть вовлечена в незаконный оборот".http://www.vesti.ru/doc.html?id=2588649
А как нам, родителям, тогда на собрании обещали "защиту пятого уровня и конроль ФСБ России за этим проектом..." Наивные дурачки кто?