Что происходит?
"...вера, если не имеет дел, мертва сама по себе"(Иак.2;17)
В сегодняшнем выпуске я постараюсь ответить на недоумения, возникающие в последнее время и связанные с обычной жизнью Церкви Христовой, но совершенно непонятные современникам.
Крещение
Уже более трех лет в храмах на всей территории России проводятся специальные беседы, предваряющие Таинство Крещения. Такие же беседы проводятся с будущими крестными и родителями детей. Количество бесед может быть больше, может быть меньше, но главная их задача объяснить человеку основные вероучительные моменты, как то: «Почему Отец, Сын и Святой Дух Троица Единосущная и Нераздельная? Что значит «Единосущная»? Или, например: «Когда воскреснут мертвые? Они вообще должны воскреснуть?» Сам факт бесед, затрудняющий возможность быстрого и беззаботного крещения и вызывает недоумение у сограждан. «А ведь раньше так не было!» - говорят они и остаются недовольными отказом «покрестить их сегодня».
Что происходит? А происходит, собственно, то, что мы стали, выражаясь светским языком, с осторожностью и рассмотрением принимать на работу. Почему-то, когда наш соотечественник слышит про «кастинг» и «резюме» он не протестует, а готовится к этому и очень старается понравиться работодателю, но когда он приходит в храм, то он почему-то уверен, что там ему, как минимум, должны… «Я пришел к вам, деньги принес, а вы еще выделываетесь» - грубовато, но по сути.
Нам (Церкви) показалось странным крестить в среднем по сто пятьдесят человек в год и видеть полупустые храмы даже в праздники. Это, как если бы начальник большого предприятия принимал на работу в год определенное количество людей, а они не выходили бы потом на работу совсем и при этом уверяли бы его при встрече, что «у них работа в душе». В пос. Березник на сегодняшний день проживает 5552 человека (данные из Википедии – прот. Дм), в храме 64 человека. За почти пять лет моего присутствия здесь ничего не поменялось, хотя крестили более шестисот человек. И так везде. По всей стране.
Скажу более: пройдет еще немного времени и на каждом приходе появится очень серьезная подготовка ко Крещению длиною в пол года - год, как это было в первые века Христианства. Примерно такую подготовку уже прошли два жителя пос. Березник и теперь они постоянно в храме на богослужениях, что и должно быть, исповедуются и причащаются почти каждое воскресение, что и должно быть, читают Святое Евангелие и творения Святых отцов, что и должно быть, являются немым укором крестившимся раньше их и ничего из вышеописанного не делающим, а так бы быть не должно! Вы будете вопрошать "что происходит?" Ответ уже дан.
Отпевание
Отпевание это заупокойное богослужение, совершающееся над умершим только однажды. Это молитвенное напутствие души при переходе «от земных на Небо». Назначение отпевания усматривается еще и в том, чтобы дать родственникам и знакомым умершего некое утешение, помочь им справиться с горечью разлуки, исцелить сердечные раны. "Религия - опиум для народа" - так еще недавно ехидничали вслед священникам, но если учесть, что во времена Маркса "...опиум в основном использовался в медицине как обезболивающее средство. т.е. религия уменьшает боль общественного бытия в бесчеловечном обществе" (Википедия), то получается у вас практически нет другой альтернативы слову утешения, которое предлагает Церковь через своих слуг - священников.
Вопреки недавно появившемуся мнению, что «можно отпеть до сорокового дня», отпевание совершается строго на третий день, включая день смерти. Все про это знают, но зачем-то делают вид, что слышат об этом впервые.
Практика похорон в первый день, существующая и по нынешнее время на Востоке, была изменена христианами уже в конце первого века от Рождества Христова. Изменения эти произошли по причине обвинений Христианства в каннибализме своих усопших. Ну, вот слышали язычники звон, что христиане причащаются Тела и Крови Христа распятого, умершего и воскресшего, и решила молва народная, что христиане, прости Господи, объедают своих мертвецов. Чтобы доказать бессмыслицу обвинений, а за такое в том мире толпа могла запросто разорвать любого, христиане решили хоронить не в первый день, а в третий, чтобы все видели белые одежды усопшего и уважение, которое оказывается телу христианина.
Единичные случаи отступления от этой практики начались давно, и связано это было с войнами. Особенно после Великой Отечественной, когда многие пропали без вести, или были захоронены в других странах, в храмах все чаще стал иметь место «заочный отпев». Так мы называем отпев без присутствия тела усопшего. Не самое удачное название, на мой взгляд, но не в этом дело. Эта мера была вынужденной, как вы сами понимаете, и временной, но в России нет ничего постояннее временного, и практика «заочного отпевания» укоренилась основательно. Исходя из определенных условий жизни Церкви в СССР, стали отпевать уже не только воевавших и погибших за тысячи километров, но и тех, у кого рядом не оказалось храма с живым священником.
В настоящее время начинается возвращение к древней практике отпева, и это вызывает недоумение и протест соотечественника. «У нас не было времени отпеть его как положено», «мы все были в глубокой прострации от горя», «это ведь неважно когда отпеть», «нам было неудобно на третий день звать священника» - это и подобное этому слышу я каждый раз, когда спрашиваю: «Почему не отпели в третий день?
Почему не позвали священника и не сделали как должно быть?» На поминки и деньги и время нашлись, и никакое горе с обмороками не помешало вам сидеть за столом, как же не нашлось времени и сил на главнейшее?
Ведь не поминальный стол важен и не родственники, оценивающие выставленные «яства и питие», а усопший! Ваш самый дорогой человек, ушедший в мир иной, есть центр и смысл третьего дня. Человек, для которого не нужны ни самые изысканные столы, ни гробы за пятьдесят тысяч рублей, ни надгробия из «цельного камня», ни гора венков с черными ленточками, но необходима молитва, разрешающая его душу от всех земных дел, прочитанная священником. Молитва и Евангелие утешающие душу усопшего и оказывающие невидимую для живых, но действенную для него помощь - вот самое главное в третий день. Кто это будет делать? Сегодняшние бабки - вчерашние пионерки? Да не смешите!
Уже совсем скоро многие услышат о невозможности отпева «заочного». И вы будете спрашивать «Что происходит?» В ответ вы услышите неприятное для вас и, скорее всего, это вызовет гнев или расстройство со слезами, но дело не в священнике, выполняющем свое служение, а в вас, носящих имя христиан, но не спешащих жить по христианским законам. Конечно, если приедут их Кицы и скажут: «Батюшка, река пошла. Никак не могли позвать вас» - это будет уважительной причиной. Если живущие в поселках Березник, или Рочегда, или Хетово, или Пянда проигнорируют храм и сделают по-своему, разговор будет совсем иной. Мы заранее предупреждаем вас через газету. Потрудитесь услышать.
Некрещенные в храме
Был задан вопрос: «Могут ли некрещенные посещать часовни?» Отвечая на этот вопрос, снова придется возвратиться в первые века Христианства. Уже через несколько месяцев после Воскресения Христа и Его Вознесения община Христиан была закрытой общиной, вход в которую мог быть совершен только через крещение. Конечно, мы общались со всеми, но присутствовать на наших богослужениях мог только крещенный человек.
Было, правда, исключение, которое сохраняется и до сего дня, а именно: некрещенный человек мог спокойно присутствовать в храме или в месте совершения богослужения до определенного момента, если он собирался в ближайшее, заранее оговоренное со священником время, принимать Таинство Крещения. Таких людей называли «оглашенными», т.е. готовящимися ко крещению и изучающими основы Христианской веры. Можно ли ставить свечи, молиться в храме некрещенным? - Нет. Нет, если вы не готовитесь к важнейшему в вашей жизни моменту – Таинству Крещения.
В постсоветское время Церковь открывала свои двери для всех с радостной надеждой. Мы надеялись, что некрещенный зайдя в храм, может вполне захотеть крещения и это будет спасением его души и радостью для всех. Но время шло и мы увидели, что подобная «открытость» ни к чему не привела. В основном. Те благие мысли иерархов и священников о том, что «если мама будет каждое воскресение причащать младенца, то и сама скоро воцерковится» оказались мечтами. Мы искренне верили, что «если мальчиков привлечь к служению в алтаре, то, возможно, из них вырастут хорошие христиане, а может быть и священники», но чаще всего было наоборот. В девяностых мы открывали для себя заново дух свободы Христианства и верили, что если мы будем предельно открыты людям, нам поверят и захотят присоединиться к славословию Христа… Сегодня в храмах даже не пять процентов от количества крещенных.
Последнее время все священники отмечают отсутствие на Пасху молодежи, большого количества пьяных, никогда ранее не бывавших в храме и интересующихся богослужением людей. Соотечественникам стало неинтересно. «А чё там делать? Итак все знаем». Люди не ищут Христа, для этого у них нет чего-то очень важного в сердце, а все остальное их уму уже известно.
Бог в душе
Не могу не сказать еще про одну странность нашего времени. Сегодня в обществе есть два типа людей, претендующих на звание «верующих». Первые уверяют меня, что «Бог у них в душе», а вторые молча заходят в храмы пока нет богослужения и ставят свечи, прося себе чего-то своего. И первым и вторым я предлагаю вопросы: Если вы придете в общественную баню и купите билет, но не будете мыться, вы станете чистыми? Достаточно ли предъявить билет из бани, чтобы окружающие признали вас чистоплотным? Смешные вопросы? А если вы не исповедуетесь десятилетиями и не причащаетесь, т.е. не «моете душу», вы, таки, остаетесь верующими, святыми, христианами?
Во все века проявлением веры были конкретные дела, зачастую связанные с потерей своего времени, сил, имущества, здоровья, а совсем не настроения и чувства. Честность это поступки, смелость это поступки, пунктуальность это поступки, верность жене это поступки, доброта и любовь к животным это тоже поступки. Почему вера это только чувства и настроение? Пришел на исповедь уже двенадцатый раз за год? – совершаешь поступок во имя веры. Не пришел, но уже который год мечтаешь о том, чтобы сбросить тяжесть греха? – утешаешься пустыми мечтами. Мечты не соответствуют действительности, и если вы хотите не только слыть верующими, но и быть ими, начните совершать конкретные дела. Все ваши свечи, поставленные в храме, не значат перед Богом ровным счетом ничего. Не верите мне? Вот вам слово Бога, сказанное через пророка Исаию еще в седьмом веке до Рождества Христова:
«К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное,- как снег убелю; если будут красны, как пурпур,- как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят»(Ис.1;11-19).
Бог ждет покаяния, а вы только и умеете, что попрошайничать...
Все разговоры о «Боге в душе» пустая болтовня. Не верите мне? Тогда предлагаю вам для размышления слова Иисуса Христа:
«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим»(Ин.14;21).
«Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих»(Ин.14;24).
«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви»(Ин.15;1-10).
Святой XI века преподобный Симеон Новый Богослов в своих главах о христианской жизни говорил об этом так: " Верные же воистину души суть те, которые после святого и божественного Крещения ни в чем не преступают ни одной заповеди Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и могут потому с чистою совестию петь с Давидом, говоря: ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех (Пс.118:128). Таким образом верность заповедям служит чертою разделения между верным и неверным. Ибо как в каждом исполнении заповеди Христовой видится вера и исповедание Христа Господа, так во всяком нарушении заповеди Его находится неверие в Него и отречение от Него".(Слово 24)
Как видите Христианство это совсем не то, чего некоторым хотелось бы. На самом деле все сложнее и возвышеннее, но похоже, это открытие не для всех…
Статья сырая. По ходу написания пришли еще некоторые мысли, а потому чуть позже допишу. С ув. прот. Дмитрий