Интервью Иоанновской семье (2018)

Многие знают, что Архангельская область является крупнейшим субъектом Российской Федерации в европейской части России и крупнейшей областью в Европе. По территории она превышает такие страны, как Франция и Испания. Верующим же Архангельская земля известна еще и тем, что здесь в разное время родились или совершали духовные подвиги почти сто святых Русской Православной Церкви, пожалуй, самый знаменитый из которых – уроженец села Сура Пинежского уезда Архангельской губернии, праведный Иоанн Кронштадтский. Разумеется, на родине Батюшки его имя почитается особо, и в честь него здесь называют храмы, школы, часовни, общины.

 

Один из участников большой Иоанновской семьи – храм Иоанна Кронштадтского в поселке Березник, Виноградовского района Архангельской области, о котором мы хотим сегодня рассказать. Наш собеседник – настоятель церкви протоиерей Димитрий Гордиенко, благочинный Виноградовского благочиния, помощник руководителя миссионерского отдела Плесецкой епархии.

Храм… в сберкассе

– Отец Димитрий, расскажите, пожалуйста, как и когда в Березнике появился храм св. прав. Иоанна Кронштадтского?

– В девяностых годах прошлого века жители поселка Березник, побуждаемые глубоким религиозным чувством, решили создать христианскую православную общину. Движение Духа коснулось и жителей глубинки, но не было своей церкви, не было священника, поэтому для начала решено было создать инициативную группу. Прошла публикация в газете с вопросом к жителям поселка о необходимости создания общины, 30 мая 1996 года проведено собрание, собраны подписи. Также на собрании была высказана мысль о строительстве храма. 13 июня 1996 года при помощи священника Романа Маракушина было решено официально создать Березниковскую общину. Соответствующее собрание закончилось общим молебном.

За вновь образованной общиной закрепили благочинного иеромонаха о. Александра (Зинина). Община, в свою очередь, начала активно решать проблему с приобретением своего помещения. В итоге, в конце сентября молодой приход перебрался в здание бывшего Сбербанка, которое на целое десятилетие, и даже более, стало духовным центром для верующих людей в нашей местности.

Для совместных молитв решили отремонтировать одну комнату на первом этаже – там, где раньше был зал сберкассы. Прихожане ходили по домам и собирали деньги. Всем миром отремонтировали комнату: навели порядок, почистили, помыли, покрасили, собрали кое-какую утварь, восстановили печки. Зимой для их топки дежурные каждый день привозили из дома дрова на чунях…

Узнав о том, что в районном центре открылся и действует молельный дом, местные жители стали активно посещать молитвенные собрания. Верующие читали акафисты Иисусу Сладчайшему и Божией Матери, во время Великого поста – Великий канон Андрея Критского.

Березниковская община росла. Через несколько месяцев после регистрации на совместные молитвы ходило уже около сорока человек. Духовную деятельность прихода осуществляли священники Архангельской епархии, но всем хотелось, чтобы у прихода был свой постоянный батюшка, который жил бы и служил в поселке. Так, 15 февраля 1997 года, на праздник Сретения Господня, в районный центр Виноградовского района прибыл только что рукоположенный иерей Андрей Ермилов.

– Вы были назначены настоятелем Иоанновского храма в 2011 году. Рассказывал ли Вам кто-то из прихожан или предыдущих священнослужителей, почему церковь названа в честь Всероссийского батюшки?

– Сам отец Андрей рассказывал об этом примерно так: «Приехав в поселок, я увидел полную разруху всего: и материального, и духовного. Печально известные нам «1990-е годы», бездуховность и, как следствие, пьянство… Оценив сердцем ситуацию, я понял, что с этим может справиться только Батюшка Иоанн Кронштадтский. Будет храм в честь его имени – будет особое дерзновение в молитве, исправление в ищущих его и не знающих пока о настоящей жизни и силе Святых».

Но это будет позже. Только в 2006 году храм будет освящен, а пока, с 1997 года, службы проходили в здании бывшего банка, в котором устроили храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

«Батюшка, прости меня, дурака»

– Какие стороны служения Иоанна Кронштадтского Вам особенно близки? Часто ли обращаетесь к нему в молитвах? Чувствуете ли реальную помощь этого святого? 

– Понимаю вопрос, но отвечать на него полностью не стану. Вся моя молитва к Кронштадтскому пастырю очень проста: «Батюшка, прости меня, дурака». Я когда-то в семинарии писал сочинение об отце Иоанне и закончил его словами: «Я хотел бы быть как он. И в служении, и в жизни и в любви к людям…».

Были случаи помощи прихожанам, ищущим ее у о. Иоанна. Особо не запоминал. «Мой папа самый сильный», и потому просто живем с этим ощущением.

– Большой ли у вас приход? Помощники есть у Вас?

– Сегодня наш приход насчитывает примерно 70 человек, если считать по приходящим каждое воскресение в храм и причащающимся. Возраст, в основном, «от 45». Дети были, но они выросли, и у них началась своя жизнь. Иногда они приходят в церковь, но это не то, что хотелось бы видеть.

Слава Богу, помощники есть. На предыдущем приходе я допускал ошибку, стараясь все делать сам. Теперь же стараюсь поддерживать и одобрять любую здоровую инициативу, ориентированную на благополучие прихода.

Нет бухгалтера – нет президентского гранта

– Ваши прихожане ведут какую-либо социальную работу? Вообще, насколько активна жизнь прихода?

– Сложно говорить про «активность прихода», ведь это невольно придется сравнивать с чем-то другим. Если взять за пример приход в Парголово или Одинцовском районе Москвы, то мы «еле живы». Если мерить трезво, то делаем, что можем. Есть возможность что-то сделать или помочь кому-то? Есть душевные силы и возможности? Делаем! Примерно так.

– Какова в этом служении Ваша роль?

– Моя роль в этом процессе скромная: оценить степень сложности возникающей задачи, зная «расстановку сил» на приходе начать дело или отказаться от него, объяснить прихожанам, почему мы будем или не будем поступать именно так.

Например, я не стал обращаться к приходу с предложением строительства Центра временного содержания в нашем поселке, хотя такая необходимость есть. По ряду особых причин пришлось отказаться от хорошего социального проекта. Не получается создать Центр психологической помощи семье. Дело знаете в чем? В отсутствии грамотного бухгалтера, который смог бы отчитываться, к примеру, за президентский грант. В поселке есть проблема со специалистами в любой сфере…

В свое время меня спрашивали: «Что необходимо малым приходам? Чем Иоанновская семья могла бы помочь?» Я ответил, что помощь нужна в четкой оценке ситуации в районе (выездная группа специалистов из «Семьи») и рекомендаций по возможным проектам, которые приход смог бы реализовать. Лично у меня нет такого образования и талантов, чтобы это видеть и делать. Способные! Приезжайте – обсудим (смеется). Только торопитесь, с годами все труднее «подниматься в штыковую», а на Севере – втрое сложней…

В социальных проектах все непросто

– Несколько лет назад у вас был такой социальный проект: размещение на автомобильной трассе М-8 (Архангельск – Москва) рекламных баннеров против абортов. Расскажите, пожалуйста, как и почему возникла такая идея?

– Сложно объяснить. С одной стороны, действует заповедь «Не убий», и ты понимаешь ее умом, а с другой, что-то глубоко внутреннее говорит: «Дети должны жить!», «Детей нельзя убивать!». Может быть, дело в том, что вырос на улице в 1990-е без отца, поэтому очень хочу, чтобы у всех были и папы, и дети.

– Был ли какой-то отклик на эти баннеры? Делали ли еще что-то подобное в этом направлении?

– Отклики на баннеры были разные, и некоторую часть я разместил на сайте прихода. Под изображениями всегда был слоган: «Мужчины против абортов», так как лично я четко разделяю «мальчиков» и «мужчин».

В основном, люди поддерживают начинание. Сейчас наш приход разместил баннер со словами Анны Ахматовой «Доля матери – светлая пытка» и положительным изображением женщины с ребенком. Это немного провокационно, но зато заставляет думать проходящих и проезжающих по столичной трассе.

По моему скромному мнению, социальная реклама по другим проблемам общества и личности может оказаться именно «рекламой». Здесь надо быть очень осторожным в подборе материалов и просчитывать эффект воздействия на человека. У меня такого опыта и специального образования нет. Все, что попадалось на глаза, было чаще всего «на троечку». Про то, что аборт – это убийство, человек «знает изнутри» и потому эта тема «проще».

«Меня надо «держать двумя руками»

– Расскажите немного о себе. Как пришли к Богу? Как приняли решение стать священником?

– Если немного, то получится «сухо», если много, то тщеславно (смеется). Попробую ответить «посерединке». После службы в армии работал, пока не был позван. Много размышлял и до сих пор думаю, что на мне, как и на всех священниках, сбылись слова Спасителя: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15:16).

Крестился в шестнадцать лет, после чего очень тянуло в храм, но мама настаивала на высшем образовании. Его мне Бог все-таки дал, но «высшее церковное» – то есть, это Костромская Духовная Семинария, а не то, что хотела мама. Это лучше, на мой взгляд.

Опять же, долго удивлялся тому, что меня захотели видеть у престола. Удивлялся и ужасался, пока не понял простую вещь: таким, как я, надо быть «у персей», очень близко, иначе погибнут… Те, кто посильнее и душой, и духом – более свободны в жизни, я же слаб, и меня надо «держать двумя руками».

Дал Господь жену, дал и детей. Очень много всего дал. Благодарю Его по мере сил, но только вот иногда закрадывается мысль: а может быть все, что я мог получить на Земле, я уже получил? Может, за «рубежом» ничего уже и не дадут?

«Самая любимая святыня – престол»

– Какие святыни России для Вас особенно дороги?

– Отвечу, наверное, странно: самая любимая святыня – это Престол, у которого имею счастье служить. Здесь все мое. Даже если подумать еще (смеется), ответ будет гораздо более развернутый, но по сути то же самое.

– Что для вас означает быть частью Иоанновского содружества храмов, монастырей, церковных организаций?

– Быть частью Иоанновской семьи – это знать, что нас, «Батюшкиных», много, и это хорошо. Но в целом мы – часть Семьи Христовой – Церкви, поэтому для нас этого вполне достаточно. Мы лишь ветви, питающиеся живым соком ствола.

Всегда полезно знать, что за тебя кто-то просит, кому-то ты нужен, именно не «твое» и не «из-под тебя», а ты! Это вдохновляет и поддерживает любого христианина. Поддерживать общение надо для развития – и конкретной личности, и приходов в целом. Помогать друг другу – это «носить немощи» по Апостолу Павлу, а вот с молитвой сложнее: тут надо прикладывать много сил, отделять молитву от «поминовения».

– Что пожелаете Иоанновской семье?

– Быть. Просто быть и спастись каждой душе, исповедающей Господа нашего Иисуса Христа и любящей Святых Его. Мы все до последнего, такие разные, очень нужны Ему. Нас безмерно и неизреченно Любят.

 

Интервью провел Геннадий Шипов.

 

 

 

То, что не вошло в интервью:

Что для вас означает быть частью Иоанновского содружества храмов, монастырей, церковных организаций?

Как именно приход стал частью Иоанновской семьи не знаю, т.к. это случилось еще до моего перевода в декабре 2011 года. Прежний настоятель ничего особенного об этом не говорил. Просто сказал, что мы являемся частью «Семьи» и с тобой свяжутся. Кажется так.

Вот снова, наверное, не порадую своим ответом: никогда не искал и не нуждался быть частью чего-то. Хоть политических партий, хоть сообществ, вооруженных какой-либо идеологией, даже и вполне православных… Лично мне это не нужно совсем, причем с детства. Чтобы быть гражданином своего Отечества, мне нужно просто им быть. Мне не нужен «батюшка – царь», чтобы делать свое земное дело хорошо. Для этого достаточно Евангельских слов об в причте о неверном домоуправителе: «если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?»(Лк.16;12). Быть частью Иоанновской семьи – это знать, что нас, «батюшкиных» много и это хорошо, но вообще, мы все часть Семьи Христовой - Церкви, поэтому для нас этого вполне достаточно. Мы лишь ветви, питающиеся живым соком ствола…

 

По Вашему мнению, насколько полезно такое единение – для прихода, для России в целом – поддерживать общение, молиться и помогать друг другу внутри Иоанновской семьи?

Всегда полезно знать, что за тебя кто-то просит, кому-то ты нужен, именно не «твое» и не «из под тебя», а ты! Это и вдохновляет и поддерживает любого христианина. Поддерживать общение надо для развития и конкретной личности и приходов в целом, помогать друг другу – это «носить немощи» по Апостолу Павлу, а вот с молитвой сложнее. Тут надо прикладывать столько сил, что сознательно отделяю молитву от «поминовения».

За Россию в целом не скажу ничего. Мы точно не живем в Православной Империи, но по ощущениям, вполне живем в середине IV века от Рождества Христова. «Поставлена задача выжить…» - имею ввиду приходскую и духовную жизнь.

 


Назад к списку