Интервью для сайта "Азбука веры".
Перед тем, как начать разговор по теме «Семья и духовник», хочу сказать сразу, что разговор не будет коротким. Это довольно обширная тема, требующая разъяснения многих нюансов, а это почти всегда «детализация»… Многое уйдет за рамки разговора, на что-то не будет ответа для конкретной семьи, но жизнь для того и дана, чтобы иногда найти ответ самому))
Следующее, очень важное, на мой взгляд замечание, состоит в том, что, по слову митр. Антония Сурожского (Блюма): «Иногда человек считает, что он знает что-то о духовной жизни, в то время, как на самом деле он имеет лишь некоторое представление о собственном духовном опыте. И именно это называется прелестью». Тоже самое можно отнести и к разговору о семье. Ведь мы часто говорим, мыслим только то, что является нашим внутренним опытом. Все, к чему мы внутренне не готовы, мы «не слышим», это проходит мимо нас, и потому мы с удовольствием «читаем, но ничего не запоминаем». Что-то важное не удивляет нас, не приводит к радости открытия… Здесь уместно привести слова Спасителя «От избытка сердца говорят уста»(Мф.12;34) и «кто имеет уши слышать, да слышит»(Мф.13;3)
К чему так долго? Все, что Вы прочитаете дальше, в большей степени мой личный опыт переживания семейной жизни. Иногда он «ваш», но чаще «наш», а потому у читателя есть возможность не принимать все предложенное за «полноту бытия»… Итак:
– Существуют мнение, что духовничество духовничеству рознь, что оно имеет разные виды. Духовник семьи – кто он и чем он отличается от духовника конкретного человека или, например, духовника монастыря?
Не совсем понимаю выражение «разные виды духовничества». Возможно, Вы спрашиваете о некоей пародии на духовничество, когда кто-то, чаще священник, начинает контролировать жизнь, в данном случае семьи, до мельчайших деталей? Когда священник, либо кто-то «духовный» с перфекционистической скрупулезностью «оттачивает» грани двух личностей, решивших пройти эту жизнь рука об руку? Ну, есть у нас и такое. И некоторым это даже нравится на первых порах, но потом…
Некоторые, не обладающие подобным «даром», живут, действительно, напряженной духовной жизнью и, в силу своего устроения, требуют того же от обычных прихожан, совсем не собирающихся через пол года супружества жить по-монашески. Такое встречается чаще. Если речь идет об этом, то, несомненно, это «разные виды духовничества», приводящие к примерно одинаковым последствиям. Не рассудительность, не имение понимания для чего нужен духовник человеку, и приводит к трагедиям по вине таких руководителей.
Духовник семьи, или монастыря, или отдельного человека в первую очередь, как мне кажется, должен вести (или осторожно направлять) человека ко Христу. Это основной смысл присутствия «третьего» в семье, или в жизни конкретного человека. Если это боговдохновенный христианин, то вести, если это духовный, то осторожно направлять. (О «душевных» вообще умолчу… Хотя… В жизни и так бывает, что люди вообще не вЕдущие никакой духовной жизни оказываются нам гораздо более полезными. Тут все дело в слушающем… ) Причем в священном сане находится человек или не имеет его, не так важно. Пример св. Паисия Святогорца и архим. Иоанна (Крестьянкина) ярко иллюстрируют правильное отношение к человеку (семье, монастырю) и то, что они действовали в одном духе. Тому, кто видит обоих супругов и слышит их покаянную скорбь, немного легче, чем духовнику одного человека, это на мой взгляд. Тут произойдет меньше ошибок.
– Обязательно ли православной семье искать духовника или можно без него обойтись в наше время? Если можно, то, что следует делать? Уточним. Православная семья, о которой мы сейчас говорим, это семья, целью создания которой, является жизнь с Богом и спасение души. Союз мужчины и женщины, исповедающих Православие, являющихся членами Церкви, участвующих в церковных Таинствах.
Надо порассуждать. Иногда я бываю жутким занудой в плане понимания и исследования отдельных слов и выражений (смеется). Никто из нас не создает семьи «ради жизни с Богом и спасения», потому что нам опытно не известно, что это такое. Попробовать описать можно, но это будут просто слова, а суть откроется гораздо позже, если вообще откроется… В начале жизненного пути еще нет четкого понимания этих простых и огромных истин. Повторять мы их можем, потому что «так правильно говорить», а понимать… Понимать удается единицам. Поэтому ждать от молодой семьи такого, чего не многие старики понимают, не корректно. Ведь даже люди среднего возраста и чуть более старшие не создают семью, «чтобы спастись». Мне приходилось видеть иногда подобное, когда люди объявляли причину своего брачного союза «правильными словами», но это почти всегда говорили мужчины и всегда очень уверенно…
Вторая часть мне нравится больше, т.к. она дает некий простор для жизни: «союз мужчины и женщины…», а какой образ жизни избирает этот «союз» решает уже он сам. Кто-то в горах живет и на отвесных скалах видит смысл существования семьи, кто-то в Православном храме благодарит Бога за этот дар благодатного супружества…
Мы привыкли к словосочетанию «православная семья». Из сайта в сайт, из статьи в статью переходят эти два слова, и никто не задумывается, а может ли быть «исламская семья», «буддийская семья», «языческая семья», «шаманистическая семья», «атеистическая семья», «аполитическая семья» (смеется)? Я намеренно привожу «гротеск», чтобы мы задумались над словом «семья», ведь только оно остается неизменным, а значит, остальные отличия второстепенны. Ведь у всех народов и народностей есть семья! Лично мое наблюдение и рассуждение здесь таково: не существует специфических «православных семей» (ну, и остальных по списку). Семья, на мой взгляд, надрелигиозна, т.к. живет по особым, внутренним законам бытия Мужчины и Женщины. Не важно к какой религии принадлежат двое, или где территориально начался брачный союз. Для жизни в семье важны умение простить и попросить прощения, умение дарить себя и уступать сейчас, беречь, уважая другого… Да, религиозный выбор накладывает на семью определенные обязательства и, как следствие, отличия, но они минимальны. Да, в большей степени играют роль традиции народов, но в «чистом виде» не существует «сверхъсемьи», которая живет совсем не так, как все остальные. Ведь скандалят все по одним и тем же поводам… И любят супруги друг друга по одной причине, которая не зависит от исповедания веры… И ходят по комнатам, когда кто-то спит, во всех семьях одинаково тихо… Мне кажется неправильным перегружать семью, которая и так сегодня не иначе как выживает в этой кромешной бойне, словом «православная». Отсюда сразу следует: «Православные должны» и список «должностей» весьма велик набирается, его сегодня не все могут поднять. К примеру взять требование по отношению к семье о соблюдении определенного поста в отношениях между супругами на Святки (период с праздника Рождества христова по завершение праздника Богоявления). Сначала 40-дневный пост, а потом еще две недели «пост»… Молодая семья такого явно не выдержит. Да и "немолодая" тоже...
Конечно сегодня семье легче выжить в этом мире, когда есть кто-то более опытный, старший, когда этот «кто-то» беспристрастен, насколько это возможно для человека вообще. Когда кто-то сердцем проговаривает слова, а не просто произносит «правильное»… Счастье вам, если у вас есть такой человек! Можно обойтись и без такого человека, ведь у 99% семей в Советском Союзе не было возможности «посоветоваться с духовником», но ведь жили. Как жили, так и жили, т.е. жили, как умели, а многие сегодня при духовниках и так не умеют… Все зависит от решимости двоих и степени усилий, прилагаемых в семейной жизни.
- Из числа каких священников семье следует искать духовника? Женатый опытный священник? Женатый молодой священник? Монах? Имеет ли значение его образование? Или все это не так важно, главное, чтобы между супругами и духовником было взаимопонимание и взаимная симпатия, а там Господь управит, "все-таки он священник".
Не знаю даже. Наверное, из числа тех, у кого болит за них сердце, но кто при этом трезв и умеет отказать, кто имеет образование, связанное с работой с людьми, или дар утешительного слова… Чаще всего, повторю еще раз, чаще всего надо просто внимательно выслушать семью. Все остальное семья «знает сама», надо лишь не ускорять ее рост или не мешать ему. Ведь, как Церковь растет «в меру полного возраста Христова» ср. (Еф.4;13), так и семья «растет» в свою меру любви, в меру уважения друг к другу, смирения, умения жертвовать, терпеть, в свою меру кротости, воздержания, целомудрия… Женатый и опытный (в годах и при десятке детишек) может помочь конкретным советом. Монах, пребывающий в молитве по 16 часов в день, тоже… В любом самом молодом священнике пребывает Христос, и нуждающийся в помощи получит ее и через совсем юного батюшку. Другой вопрос, сможет ли юный вести по жизни семейную пару, которая перевалила за пятнадцать лет совместной жизни? А что делать такой семье, если на сто ближайших километров (ситуация нередкая в нашей области) нет другого священника? И тут, на мой взгляд, появляется некая тайна духовничества: нельзя быть ни мужу ни жене «у ног духовника» каждый день. Это «перекос». Это чаще всего, неполезно семье. Нельзя бежать к духовнику с «бытовыми» вопросами или обсуждениями «помыслов», «как только выдастся свободная минутка»… Задача духовника указать, наставить на путь ко Христу, а не копаться в длине юбок и частоте супружеских отношений. Из опыта многих семей скажу, что достаточно быть на встрече с духовником раз в год, ну раз в пол года, если уж совсем что-то «разболталось». Все остальное это ответственность и ежедневный труд двух, не трех. В промежутках между встречами с духовником надо просто жить.
- Какие важные черты характера, внутреннего «устроения» должны быть присущи духовнику семьи?
Как я уже сказал выше это вообще умение отказать, трезвость взглядов и связанных с ними слов, умение не настаивать на своем, умение «слышать», четкое понимание своей роли в жизни отдельной семьи, а также знание меры своей компетентности, молитвенность и строгое следование принципу: «Даешь епитимью? – Делай сам!». Самое важное, на мой взгляд, это страх Божий и любовь к Богу. Все остальное лишь «прилагательное» и следствие...
- Как распознать ложного наставника?
Не смогу ответить. Бог миловал…
- Каковы "обязанности" семьи по отношению к духовнику? (Молитва о нем? Финансовая поддержка? Приглашать в гости на семейные торжества?)
Наверное, основное это искренняя духовная жизнь, если мы говорим о двух религиозных людях… Все остальное по ситуации.
- Каковы "обязанности" духовника по отношению к семье своих духовных чад?
Опять же, наверное, быть искренним в своем отношении к тем, кто доверяет. Можно ведь даже накричать на семью, но сделать это с болью, искренно… Они поймут сердцем и доверие не иссякнет. Мне сложно сейчас отвечая импровизировать, я ведь не «духовник», к счастью (смеется).
- Если у священника тоже есть семья, и с этой семьей у наших супругов завязались хорошие отношения, стоит ли в дальнейшем "дружить семьями"? Или между супругами и их духовником должна быть некоторая дистанция, чтобы позднее не возникло некоторого панибратства и тогда из духовного отца он станет просто "духовным братом".
Вот тут строго. Ни разу не видел пользы от близкого контакта с семьей священника, не говоря уже о «духовнике». Скандалов, размолвок, недопонимания, примеров и у меня и у других батюшек на слуху уйма. Пользы нет. Ну, или минимум, в редких случаях. Скажу странную вещь. Для нормального существования семьи, часто неполезно «дружить семьями». Иногда не полезна и «помощь родителей», а иногда категорически запрещена. Кто прошел, тот поймет.
– Некоторые семье стремятся решать с духовным наставником все семейные вопросы, не только духовного порядка. Стоит ли так делать? Или духовник семьи - это только про духовное?
На это уже было предположение выше. Надо искать у духовников того, чего нет в обыденной жизни. Мой знакомый священник, у которого мы с женой долгое время исповедовались (монах), сказал однажды про своего духовника: «Ты слышал хоть раз, чтобы о.N говорил о любви? – Вот и я не слышал, но все выходили от него сияющими и счастливыми. Так-то». Иногда тот духовник входил в подробное рассмотрение бытовых вопросов, иногда просто исповедовал и слегка «наталкивал» на важное, иногда молчал совсем и исповедовал, но результат был почти всегда один – все выходили иными. Тут сам духовник должен решать, на что отвечать, а о чем помолчать.
- Может ли духовник ошибаться в семейных вопросах, особенно в том случае, если он монах?
Запросто. «Человеку свойственно ошибаться» Не помню кто, но кто-то умный это сказал. Монах, женатый… какая разница. Насколько подготовятся супруги, настолько и получат через духовника… Один известный в России архимандрит, так говорил о своих отношениях с духовником: «Прежде чем идти к нему с каким-то вопросом, я прочитывал всю псалтирь». Мне кажется при таком уровне ответственности, Господь не сможет отказать вопрошающему.
- Как поступать, если один из супругов не согласен с мнением ("благословением") семейного духовника по тому или иному вопросу, важному для данной семьи?
Мы с женой не раз были в такой ситуации. Выжили. С потерями или без них узнаем после смерти. Беспрекословного послушания сегодня быть не может, разве что в исповедании догматов веры… Важно для семьи главное послушание - заповеди Божии конкретными делами исполнять, а все остальное по силе. Ну вот, например: один священник рассказал мне, что на епархиальном собрании епископ осторожно настаивал на том, чтобы и семейные батюшки спали в подрясниках. Хорошая традиция. Смысл есть. Выполнимо? - Да, но не всеми… Наши жены очень разные… В случае конфликта «благословения» и реальной ситуации, семья, ее целостность, становится важнее «правил». Это на мой личный взгляд. С духовником все это обсуждаемо и он, если все правильно, понимает, что люди пока не готовы, а раз так, настаивать не станет. Будет напоминать, но не настаивать на обязательном исполнении. Как я всегда говорю «до Сергея Васильевича еще нужно дорасти…» Это про С.В. Рахманинова. Дорастут до такой высоты – сами все исполнят с любовью и благодарением. Не дорастут до «благословленного», ну что ж, значит так…
– Насколько важно доверять духовнику? Если такое доверие не всегда имеет место, стоит ли искать совета, помощи у других священников?
Доверяй, но проверяй. Это не только к отношениям начальников и подчиненных относится (смеется)
Полное доверие, на мой взгляд, это очень редкая редкость. Ведь это одна из граней Любви, а люди сегодня очень самолюбивы, а как может жить любовь в гордеце? Гордость и любовь два противоположных полюса… Потому многие сегодня не могут доверять даже своим супругам, подозревают их, скрывают что-то, проверяют без устали… Дело не в наших дорогих и единственных, дело в отсутствии главного, а пока человек не смирится, как исчезнуть гордыне и воцариться любви? Это уже аскетика…Только преподобный Павел Препростый мог вот так, да еще некоторые…
Еще момент: если нет доверия и «священник странный какой-то», то может не за тем пришли? Ведь если духовник направляет ко Христу, какое тут может возникнуть недоверие? Вот когда люди идут к духовнику, как к факиру, который решит взмахом все их проблемы и вымолит все, что они хотят, а в ответ получают совсем не то, чего «искали», вот тогда и «рождается недоверие к этому батюшке». «Странный он какой-то! Я ему про болезнь ребенка, а он мне: - «каяться надо, каяться». А в чем каяться. Я уже все исповедовала…» Знакомая ситуация?
Духовник может быть более «строгим» или менее (сегодня обычную последовательность, зачастую, называют строгостью) но правильно с его стороны давать направление именно ко Христу.
Помощь другого священника? Может быть и так. Бывает ведь, что человек «не подходит», но ведь чем более духовен человек, тем меньше его «держит» личность священника, его привычки, образование, воспитание… Лично для меня этот вопрос сложный и не получается ответить. Может что-то во мне не так? - Не знаю. Мне всегда было важно принести покаяние вслух, и, если это уместно, если только это возможно, получить разрешение от греха, все «остальное» жил сам. Простите.
- Если супругам не получается найти духовника, что делать? Смиряться? Молиться, ждать, верить?
Жить. Жить так, чтобы уважали внуки и правнуки. Если получится прожить так, чтобы уважали дети, то тут снимаю шляпу, как говорится. А если Бог благословит, то в жизни обязательно появится кто-то очень важный и незаметный. На мой взгляд «незаметность» одно из свойств благодеяний Божиих к человеку. Сегодня редко бывает так что: «Я почувствовал, как со страшным хрустом мои колени распрямились, и я встал на обе ноги, в ликовании духовном, закричав о милости Бога…» Сегодня человек стал иным и ему не полезно видеть явное действие благодати. Сегодня человек «озираясь назад» с удивлением видит, что он, вобщем-то стал здоров. И он долго вспоминает, как же это произошло… Лично мой неоднократный опыт: иногда я начинаю говорить с человеком на улице о машинах, рыбалках, строительстве дома, политике (!!!), мишках, плюшках… а человек потом благодарит за явное действие Божие в его жизни, причем в его рассказе нет «восторгов» и «ахов с охами». Все буднично и обычно. Что произошло в тот момент на той улице, мне неведомо…
Из детской приходской библиотеки прочитал книгу Ефима Сорокина «Енох». Неоднозначная книга, скажем так, но одно место понравилось и к сегодняшнему разговору, вернее к его завершению, очень подойдет:
«- Люди последних времен будут почитать пророка Илию, почитать допотопных праотцев, а обо мне в их книгах – только несколько слов, но многие будут знать, что в конце времен я приду с Илией. Хотя и про меня будут книги, которыми не будут пользоваться при богослужении, но люди, которые их напишут, привнесут много своих домыслов. И все же люди узнают, что я живым был взят на небо, спускался для проповеди и снова был взят на небо. И многие будут знать то, что «никто не взыде на небо, токмо Сшедший с небес»
- Тебя трудно понять, Енох!
- Это ничего. – Енох улыбнулся, не открывая глаз. – А еще, Манефа (голос брата стал веселее), люди будут просить у меня счастья в семейной жизни. Когда я там узнал об этом, я сказал ангелу: «Мы ругались с Сепфорой по пустякам, упрекали родителей, друг друга, наказывали детей».
- И что ангел? – спросила Манефа.
- Он, кажется, совсем не разбирался в семейной жизни. Ангел подумал и сказал, - сонно произнес Енох, - что это, наверное, и есть (Енох зевнул) счастливая семейная жизнь…".
январь 2021г.