Интервью с настоятелем

 Интервью с настоятелем Березниковского Свято-Иоанновского прихода, благочинным Виноградовского округа протоиереем Дмитрием Гордиенко.

В декабре 2022 года исполнилось одиннадцать лет служения протоиерея Дмитрия Гордиенко в Березниковском храме святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 2011 году отец Дмитрий был переведен в Свято-Иоанновский приход из прихода села Ильинско-Подомское Вилегодского района, где он прослужил десять лет. Одним из его желаний в момент перевода на другой приход было то, чтобы прослужить на новом месте не менее десяти лет.

Отец Дмитрий закончил Костромскую духовную семинарию, в которой учился четыре года. 12 июня 2001 года закончилась учеба, а уже 24 июня произошло рукоположение во священника. Рукоположение во диакона произошло ранее, еще во время учебы, в январе того же года.

 

Отец Дмитрий, почему при переводе на другой приход, Вы имели желание прослужить здесь не менее десяти лет?

Чтобы лучше узнать друг друга, чтобы от моего пребывания здесь и служения был толк. На мой взгляд, необходимо примерно десять лет, чтобы люди узнали священника.

 

Отец Дмитрий, как получилось, что Вы стали священником?

Я об этом служении не задумывался, не хотел, не желал и не искал его. Как-то, в конце четвертого – последнего – класса учебы в семинарии наш инспектор отец Владимир задал вопрос: «Кто хочет стать священником?» Слышать подобный вопрос от отца Владимира было, мягко сказать, удивительно, если не сказать – неприлично. Мы понимали, что человека на подобное служение призывает Бог, это - Его решение, Его тайна, и от воли или желания человека здесь мало что зависит. Тогда отец Владимир сказал: «Хорошо, тогда спрошу по-другому: у кого сердце время от времени загорается послужить людям?» На этот вопрос многие подняли руки.  Именно такая формулировка священнического служения окончательно повернула что-то во мне. Действительно, я еще до Семинарии хотел бы послужить людям, набрать как можно больше правильных и радостных знаний о Боге, Его Церкви, чтобы потом подарить их желающим и сделать их грамотными в вопросах веры.  В то время Православная вера стала доступной для людей, открывалось множество храмов, но в то же время вместе с тем параллельно существовало множество суеверий. Хотелось, чтобы люди в этом отношении стали грамотными и сильными, и я понимал, что могу им в этом помочь.

Это если хоть как-то попытаться конкретизировать и сформулировать смысл этого служения.

Крещение же, соборование, отпевания, да и просто общение с людьми – все это тоже входит сюда, но лично для меня имеет несколько второстепенное значение.

 

Как Вы приняли решение поступить в Семинарию?

В Семинарию меня направил настоятель Успенского храма г. Вельска отец Валентин Таразевич. В 1995 году я уволился из армии. В феврале 1996 окончательно пришел в храм перед Великим постом, как раз шли подготовительные недели. Стал ходить на службы, дома много читал, молился, как сейчас говорю «взахлеб». Летом 1996г. отец Валентин сказал, чтобы я на следующий год готовился к поступлению в Семинарию. Я об этом вскоре забыл, т.к. где Семинария и где я… Когда в 1997 году батюшка узнал, что я и не собирался готовиться, в мой адрес были произнесены очень суровые слова, и я за несколько дней научиться читать на церковно-славянском языке. Быстро выучил утренние и вечерние молитвы, стал в спешном порядке приобретать необходимые книги. После вступительного экзамена, три раза подходил к спискам поступивших – все не верилось, что поступил.

Говорят: «На священство, на монашество и на отшельничество призывает Бог». Примерно так это  со мной в жизни и происходило.

 

Были ли трудности на пути становления священником?

Нельзя сказать, что «вот здесь он священник, а вот тут он человек». Потому трудности «роста человека» - неизбежно трудности «роста священника»… Как мог, попросил прощения у жителей Вилегодского района за свой «рост», т.к. не одну голову «проломил» своей молодой горячностью и бескомпромисностью, причем, желая им самого лучшего…

Были и бытовые трудности, и житейские. А у кого их не было по молодости? Но в молодом возрасте все переносится легче и кажется естественным течением жизни. Наверное, труднее начинать священническое служение в зрелом возрасте, менять свой жизненный уклад, когда уже и дом построен и дети уже взрослые.

 

Если оглянуться на эти одиннадцать лет, Вы для своей души что-то приобрели, благодаря служению в Березниковском приходе?

Да. И очень много. Например, для меня смысл Евангелия раскрылся в такой плоскости, что оно живо и действенно и сегодня. Евангелие действует в каждом человеке. Это не книга про Христа, «Который жил и делал добро людям, а потом Его убили». Евангелие - это жизненные человеческие ситуации, которые, как оказалось, не имеют времени: “Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше” (Иоанна: 15;20).

Бог провел меня через многие испытания и в силу этого я стал снисходителен к немощам человеческим, стал легче в этом отношении.

Вы сказали, что священство - это возможность помочь людям. Как Вы считаете, у Вас это получается?

Не знаю, т.к. мы не судьи сами себе. Надо спросить у окружающих об этом. Я же делаю то, что должен делать. Делаю “с горящими глазами” и искренностью, потому что изначально полюбил проповедуемое мною. А насколько человек может взять предложенное - зависит от него самого, каждый берет в свою меру.

 

Священник - посредник между Богом и человеком. От постоянного слышания людских грехов, не умаляется к ним от этого любовь?

“Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее” (Матф:18;10), поэтому священник радуется, когда человек обретается. Есть такое выражение: «Спасенная жизнь на Вашем счету». А вот теперь представьте счастливые глаза ребенка, потому что чей-то папа вернулся домой… Или мама пришла в разум…

 

Отец Дмитрий, сейчас в нашей стране происходят неоднозначные события. Как Вы относитесь к СВО?

На мой взгляд это катастрофа, а как можно относиться к катастрофе? А может быть - это «муки рождения» новой России. Посмотрим.

 

Что бы Вы посоветовали жителям района, у кого родные ушли или еще уйдут по мобилизации?

В духовной жизни есть важные вещи, которые всем крещенным (верующим) надо твердо усвоить. Приведу четыре примера.

Во времена пророки Исайи жил царь Езекия, который был самым послушным Богу. “В те дни заболел Езекия смертельно, и пришел к нему Исаия, сын Амосов, пророк, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь. И отворотился [Езекия] лицем своим к стене и молился Господу, говоря: «О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно. Исаия еще не вышел из города, как было к нему слово Господне: возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень; и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет” (4-я Царств 20;1-6).

Во времена жизни старца Серафима Саровского во время военных действий одному генералу должно было потерять руку, но так как эта рука когда-то дала милостыню на сирот, она была сохранена.

В Библии рассказывается, как был сохранен от погибели город Ниневия, когда его жители покаялись. “И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. ... И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел (Ион.:3;1-10).

В наши дни в Вилегодском районе был случай, когда мальчик Ваня заболел. Его срочно увезли в Котлас, а затем - в Архангельск. Никто не мог понять причину болезни, ребенок просто умирал. На следующий день к священнику пришло шесть человек - Ваниных родственников, подруг его мамы, крестный, для того, чтобы исповедаться. Они искренне каялись в своих грехах для того, чтобы только Ванечка остался жить. Иван выжил. Жив и сегодня.

Такие действия и есть - правильный образ поведения верующего человека. Молиться необходимо с личным покаянием. Сам Бог сказал об этом так: “Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, как волну убелю” (Исайи1;16-18).

Сейчас, когда из семей уходят мужчины для участия в СВО, многое в их судьбе зависит от их женщин, родственников, настоящих друзей, а свечей, поставленных в храме или записок, поданных на литургию, сегодня уже «мало». Теперь храм - это “пост номер один” и пребывать на этом посту - есть наша обязанность, честь и духовная необходимость. Кроме личной, домашней молитвы, необходимо добавить общую, храмовую.

Тем, кто любит говорить: “Я и дома помолюсь”, напоминаю первые слова молитвы Господней: “Отче наш!” - не “мой, а “наш”. Необходимо наше участие в Церковных Таинствах. Бог хотел видеть Своих детей вместе, одним сердцем произносящих эту молитву. Храмы Краснодарского края сегодня наполнены, храмы Севера традиционно пусты. Может быть, я знаю не все, но только две женщины подошли ко мне с просьбой о молитве за своих детей.

    В это непростое время необходимо быть сильными на поступки! Надо начинать делом делать правду Божию.

 

Отец Дмитрий, кто такой христианин, каким он должен быть?

Христианин ищет прежде всего Отечества Небесного, а временная жизнь – в помощь этому. Это единственно правильный вектор жизни, ведь Бог задал справедливый вопрос человеку: «…в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»(Лк.12;20)

Каждый человек – это зеркало. Если он в других людях видит хорошее, значит таково его сердце, если же человек всех вокруг видит лжецами, значит у него – такое сердце. Например, святой батюшка Серафим видел в другом человеке только хорошее, независимо от того, какой перед ним был человек, потому что душа батюшки Серафима была светлой. Повторюсь, каждый человек – это зеркало. В других людях мы видим то, что имеем внутри себя. 

 

Огорчается ли священник, если человек не ходит в храм?

Конечно, огорчаюсь. Особенно, если человек постоянно ходил в храм, исповедовался, причащался, а потом перестал посещать службы. Ведь, это похоже на отречение от Христа. В прошлые времена это считалось большим грехом, и если человек снова хотел вернуться в храм, его могли допустить до Святого Причастия не ранее, чем через много лет. Два года этот человек стоял у церковной калитки, затем два года – возле церковного крыльца, еще два – у дверей храма, затем в притворе год и столько же возле Святой Чаши. В этом был определенный смысл: помочь человеку осознать свое падение и так возлюбить Христа и возжелать Святого Причастия, чтобы уже никогда у него не возникало желания оставить Господа.  

Жаль, что много хороших людей, живущих вокруг, не идут в храм, не идут к Богу, и когда видишь их согрешающими, этих людей жалко. Вот храм, идите, приобретайте Бога, черпайте благословение полными руками, напитайтесь им, но… Не приходят, а жаль.

И, конечно, я радуюсь, когда человек приходит в храм. Имею ввиду послужить Христу, а не зайти «для удовлетворения своих духовных потребностей» Это как будто еще одна свеча загорается во тьме. Больше свечей – больше света.

 

Сейчас, во время Рождественского поста во время чтения Псалтири, Свято-Иоанновский приход поминает новопреставленного протоиерея Павла Ильинского. Этот священник служил в Симферопольской епархии и недавно отошел ко Господу из-за тяжелой болезни. Как-то, в одном из своих видео, выложенных в сети, на вопрос одного из подписчиков: «Теперь, зная все тяготы священнического служения, пошли бы вы на это?», он ответил, что –нет, так как священство – очень высокое служение, и за каждого человека священник будет нести ответ перед Богом. Что Вы на это скажете?

Наверное, мы с отцом Павлом разные, но, начнись жизнь заново, я бы – бегом побежал. А еще женился бы снова на этой же женщине, но! с сохранением памяти об ошибках, чтобы, не дай Бог, их не повторить… Бог открылся мне так, что мне не страшно быть ответственным, это и радость, и Божья любовь и множество Таин. Кто же откажется от того, чтобы его «носили на руках» и всячески с любовью берегли…

 

Трудно ли совмещать служение Богу - священство - с обязанностями главы большого семейства?

Если есть надежный тыл - это легко совмещать. В городах, наверное, тяжелее это совмещать из-за бОльших нагрузок на батюшек . Там священник ездит на службы и на требы в течение всего дня и возвращается домой поздно вечером. Он мало проводит времени с семьей, с близкими. В деревне - небольшие расстояния, меньше население и я имею больше возможности находиться дома.

 

Отец Дмитрий, что такое смирение?

Сложнейший вопрос, ответ на который познается только опытом. Это из того же разряда, как: «Что такое любовь?» Или, например, как можно объяснить или описать другому человеку, что такое аромат розы? Это можно только почувствовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Назад к списку