Моржегорский Николаевский монастырь располагался примерно в 150 верстах от Холмогор. Ныне это д. Монастырёк (бывшая д. Пустынская) Виноградовского района Архангельской области.
Моржегорская (Моржевская, Устьморжевская) Николы-Великорецкого мужская пустынь (монастырь) ведет свое название от чудотворной иконы Святителя Николая Чудотворца с реки Великой Вятского края. По преданию, икона была обретена в 1383 году крестьянином Семеном Агалаковым на берегу реки Великая рядом с деревней Крутицы. От иконы исходило сияние. После исцеления иконой одного из жителей деревни, который не мог ходить, к иконе начинается паломничество, а слух о чудесах от Великорецкой иконы распространяется за пределы Вятского края.
Великорецкая икона.
Но появления монастыря в честь Вятской святыни в пределах Архангельской земли связаны с летописными событиями борьбы за овладением Двинских вотчин. В новгородских летописях 1417 года записано: «Того лета из князя Великого вотчины, князь боярин Юрьев Глеб Семенович (московский боярин Глеб Семенович Юрьев –ред.) с новгородскими беглецами Семеном Жадовским и Михайлом Рассохиным и с вятчины изъехаша в наседах без вести, Заволочскую землю и повоеваша Борок Ивановых детей Васильевича и Емцу и Колмогоры взяли и пожгли». С согласия великого князя галицкого князь Юрий, брат его, направил своих воевод на Двинскую землю, принадлежавшую тогда Великому Новгороду. Отряд занялся разбоем и грабежом. Сожгли Емецк, Холмогоры и многие селения. Тогда в ответ новгородцы Иван Федорович, сын посадничего и брат его Афанасий, Гаврила Кирилович, Исак Андреевич согнали московских и вятских разбойников на остров под Моржом. Освободили пленных и вернули пограбленное добро, а "залетных" отпустили. Но потом, собрав двинян и важан, отправились в погоню за разбойниками и в отместку пограбили Устюг. Видимо, с тех самых времен остров, что недалеко от нынешних Моржегор, до сих пор называется "Вятский". Возможно по желанию родственников погибших у Моржа вятичей и москвичей и был основан монастырь насельники которого должны были молиться о упокоении душ павших.
Точная дата появления монастыря неизвестно, как и имя его основателя. Но первое дошедшее до нас упоминание о монастыре находится в житии преподобного Леонида Устьнедумского (1551 - 1654). В 1603 году, когда Леонид был уже в почтенном возрасте, ему во сне явилась Божия Матерь, повелевшая старцу идти на реку Двину в Моржевскую Николаевскую пустынь, взять оттуда Её икону, именуемую Одигитрия, и перенести святой образ на реку Лузу к Туриной горе (опять же Вятского края). Преподобный через определенное время выполнил наказ Пресвятой Богородицы и основал в честь Её иконы Устьнедумский монастырь.
Преп. Леонид Устьнедумский.
Исходя из этого можно установить границы времени основания монастыря от 1417 года до 1603г.
Также эта обитель связана с имене еще одного вятского святого преподобного Трифона Вятского 1546 -1612 гг. Преподобный Трифон родился в селе Малая Немнюжка (Малая Немнюга или Малонемнюжское(Воскресенское)) Пинежского уезда Архангельской губернии, вблизь города Мезени. Склонный к монашеской жизни он ушел в Вятскую землю где основал Вятский Успенский Трифонов монастыря в Хлынове (ныне Киров). В своих путешествиях по Двине он посещал Моржегорский монастырь, так как особо чтил Великорецкий образ Святителя Николая.
Преп. Трифон Вятский.
По житию прп. Леонида известно и имя настоятеля обители - строитель Корнилий Кочергин управлявший монастырем с 1599 по 1623 год. По грамоте патриарха Адриана от 20 августа 1697 г. монастырь был приписан к архиерейскому дому. К 1740 году численность братии составляла лишь девять человек. Примерно в 1764 году Моржегорский монастырь был упразднен по указу Екатерины II, как и многие северные небольшие монастыри. Деревянный храм Свт. Николая в пустыни был приписан к Моржегорскому приходу, а впоследствии заменен была каменной церковью. Она была построена в 1810 г. и освящена в 1831 г. священником Емецкой церкви Иннокентием Поповым. Это говорит о том, что святое место продолжало особо почитаться и по упразднению монастыря.
До 30х годов богослужения в Никольской церкви продолжались а местные жители содержали храм и церковный притч. Последним священником храма был Кононов Дмитрий Иванович 1886 года рождения.
Постановлением Березниковского райисполкома от 14 октября 1931 года было решено «Вследствие того, что колхозная масса Моржегорского сельсовета отказывается от дальнейшего содержания церкви и передает ее для культурных надобностей, и что двадцатка культа сняла с себя заботу о содержания церкви , Президиум РИК постановляет договор с Моржегорским культом верующих на содержание церкви расторгнуть, здание церкви передать сельсовету под культурные цели. Предложить РУМ, РФО и сельсовету произвести ликвидацию церковного имущества в соответствии со ст. 39 и 40 постановления ВЦИК, заручившись предварительно посменным документов от оставшихся членов культа об отказе их от дальнейшего содержания.
В 1933 году разобрали купол храма для ремонта школы, а затем в 1936 году и все здание было разрушено. Исторических свидетельств о судьбе отца Дмитрия Кононова не сохранились. Но по воспоминаниям старожил священник Дмитрий Иванович Кононов был убит Дзарахоховым Хаджи Муратом Уариевичем. С августа 1918 во главе кавказского конного отряда Хаджи Мурат сражался против англо-американских интервентов в районе Архангельска. В д. Пустынская (нынешняя д. Монастырек) он намеревался жениться на местной жительнице, куда и мог приезжать в 30х годах с Северной Осетии, где постоянно проживал. Перед убийством священника он о чем-то долго с ним беседовал, а затем вывел из дома и повел за реку Моржевка на опушку леса, где и убил его, обезобразив лицо и тело. Это рассказала очевидица событий за год до своей смерти. Будет ли официально прославлен во святых священник Дмитрий не известно, но точно известно, что он пострадал как мученик. Со временем от монастыря осталась только старая засохшая лиственница.
4-5 июля 2012 года группа школьников Школы№51 г Архангельска со священниками и прихожанами Маймаксанского и Сульфатского приходов с благочинным Виноградовского района протоиреем Дмитрием Гордиенко нашли фундамент Никольской церкви и на месте алтаря торжественно установили поклонный Крест на святом и историческом месте. Почему-то есть уверенность, что сейчас установлен крест, потом будет часовня, а затем и храму быть. Кровь убиенного священника Божия воззовет из небытия это место к молитве и славе Божией.