Нормально, когда после первого ошеломительного посещения благодати человек впадает в "сложное состояние". На службу с трудом, то, что вчера читал (3 акафиста, канон покаянный, Богородице, Ангелу-Хранителю, Святителю Николаю и многое другое за один присест) безразлично, любимый священник стал раздражать, шум в храме невыносим, пост тягостен, искусительные голоса подначивают на недоброе... Все это очень хорошо, как ни странно! Это значит, что действие благодати заканчивается (не совсем, но ее меньше, чем вчера) и человек начинает познавать свои немощи. Без этого познания он очень быстро "вознесется" и закончит плохо. Обычно "сложное состояние" начинается через год-полтора после серьезного прихода в храм. Серьезного, а не случайного (от случая к случаю). К этому надо быть готовым и не унывать, если это состояние все громче начинает заявлять о себе. Совет тут один: все изложить на исповеди и исполнить то, что скажет священник. Чаще всего священик уменьшает правило до среднего, немного ослабляет меру поста (если он взвинчен до небес), объясняет смысл послушания слову и совету более опытных, показывает средний путь духовной жизни.
Через некоторое время (полгода-год) благодать снова посещает человека, но уже не так явно. Через года три-четыре снова может наступить "спад" - дьявол в это время приступает особо дерзко, потом опять человека посещает укрепляющая благодать. И так далее. Посещения благодати становятся более долгими, а искусительные периоды более краткими. Дело тут опять в нас. Преп. Амвросий Оптинский сказал так: "Благодари Бога и хорошее продлится. Благодари Бога и плохое прекратится". В тяжкое время человек учится хранить благодать и избегать причин к ее потере. Поэтому периоды посещения удлинняются, а периоды испытания уменьшаются. Как видите, сроки в духовной жизни несколько иные, чем нам хотелось бы. Она идет как бы волнами, но с каждым разом амплитуда становится все меньше. Постепенно, при правильном Православии, должно придти состояние практически неколеблемой, устремленной в Небо, прямой. А придет оно, если все хорошо, лет через пятьдесят, но если человек откроет тайну Смирения, то и через год... Все здесь зависит от человека, и все, здесь же, зависит от Бога. Не отчаявайтесь, если находят искушения, ведь по слову святителя Мефодия Олимпийского "искусство кормчего проверяется не в тихой гавани, а в бурю".
Всякий раз, когда "опустятся руки", вспоминайте первую благодать и то, что именно Бог, а ни кто иной, учит вас в этот момент чему-то новому для вас. Всякий, кто прожил в храме хотя бы пятнадцать лет, подтвердит эти слова и добавит еще нечто от себя, ведь у нас у всех свой духовный опыт. Общий для всех и частный для каждого. Так устроил Бог. Слава Ему во веки!