Некий опыт работы в школе 2

   

 

 Если мы хотим быть принятыми в школе нам нельзя забываться и продолжать жить «имперским сознанием». Помните, что школа неправославна уже давно, что дети живут в неправославной обстановке в своих семьях, что у них, чаще всего, нет ни православных друзей, ни родственников. Поэтому когда в школу приходит православный священник он выглядит как… как… как чудо неотмирное. И часто слышим мы в спину «монах, монах!», «мужик в юбке, смотри!», «поп идет!», хотя последнее уже что-то. Не обольщайтесь тем, что Вас примут учителя и будут слушать дети. В их жизни все работает «в другую сторону». Нужно уметь быть ненавязчивым, не давить на детей своей «православностью», но и не опускаться до уровня «сю-сю» - это сразу отдает фальшью, а дети ее мгновенно чувствуют. В школе надо быть самим собой и уважать детей такими, какие они есть, разговаривая как с взрослыми людьми.

Нужно помнить, что подростки ждут от нас не крутости, а кротости, истинного пастырства, а не разудалых словечек, якобы помогающих найти контакт с детьми. Их души очень чувствительны и ранимы и придя домой, они обязательно вспомнят некие нюансы разговора и выделят и положительное и не очень из него.

По совету святителя Антония Сурожского необходимо говорить свое, и только свое. То чем живет пастырь сейчас, то о чем действительно болит его душа, то, что он очень хочет передать другим, пройдя это делом. Если понимания этого не будет, уроки, беседы, лекции станут пустыми, они будут «галочкой». Как это определить? Дети начинают спать, писать что-то свое, смотреть в одну точку и не улыбаться…  Любой педагог прекрасно чувствует перемену настроения класса. Бойтесь «галочку»! Она погубит Вашу миссию в школе.

Помните, что наше знание о Боге, Церкви, духовной жизни многократно превосходит знание любого педагога, не говоря уже о детях. То, что просто для нас и естественно - «откровение» для остальных. Не удивляйтесь этому, не спорьте особо и не восклицайте «так ведь это так просто!», «так ведь это страшенный грех гадать под Рождество…» облеките свою позицию в иные формы и интонации, или вообще пока промолчите, но только пока.  Им не просто и это надо принимать  с рассудительностью. Будьте миссионером и помните о позиции Церковной икономии.

Будьте готовы к тому, что Вам, возможно, придется терпеливо объяснять, что «дважды два четыре». Дети несут в школу мысли, образ поведения родителей, их жизненные установки. Я лично сел в лужу, когда один мальчик в 10 классе начал спорить со мной, доказывая, что богов много… Не смотря на мое образование я не смог ничего путнего сказать ему. Тогда я сразу понял, что аргументация Отцов  IV-VI вв. мне почти не известна. Тот спор с язычеством нам сейчас почти неизвестен, да и не интересен. Это для нас как «дважды два…» - нечего и голову забивать  - все просто…

Внешний вид должен быть безукоризненным.  Думаю, об этом говорить излишне, но все же. В нашу Семинарию приезжали, скажем так, католики, и мы были поражены, просто поражены! белой сутаной ксендза. Очень красиво смотрелась на нем. Если священник перестанет уважать себя, свой священный сан, свои священные одежды, то его тоже перестанут уважать, а это вряд ли способствует делу миссии…

Вспомнил еще. Всегда было моим личным правилом не отнимать, прежде чем давать. Не начинайте разговор о том, что "интернет это помойка", что "дискотеки это дикость какая-то", что "девочки все должны быть в юбках"... Современным подросткам это пока не понять, т.е. не понять во имя ЧЕГО они не должны это делать. Очень часто мы и сами не можем объяснить толком во имя чего "дак веть это же грех..." Знаете, это слабая позиция для их мира. У них это еще не требование души христианской, для них это не норма нашей жизни. Дорастут до этого? А вот это и есть задача преподавателя - помочь дорасти. Запретами вы только добьетесь обратного. Детскими болезнями надо болеть... Пройдет время и то, с чем вы "воевали" пройдет само, а вот детей, будущих отцов и матерей в храме не будет...

Еще кое-что появилось за время общения со школьниками и учащимися Техникума.

Даже не знаю как начать... Вобщем, не раз слышал от педагогов и вообще взрослых людей, что дети родившиеся с 1992 по 1997 это "потерянное поколение". Всякое в жизни видел и потому, чаще всего, соглашался с этим суждением. Но теперь хочу сказать что это мнение ошибочно, на мой взгляд. Они нормальные дети. Чистые, смелые, инициативные, у них есть мечты и планы на будущее, и мы должны им помочь их осуществить и довести до логического завершения, а иначе зачем мы взрослые и умудренные жизнью вообще нужны на этой земле? Хватит ныть! Легче всего заклеймить подростков не потрудившись изменить их жизнь, взгляд на нее, да просто не поняв их... Поколение не потеряное, оно, может, немного более сложное, но не потерянное! Это наше будущее и настоящее.

Спустя год - полтора.

Вот "дозрел" до следующих мыслей. Все просто, казалось бы, но об этом постоянно забываю и, думаю, не только я один:

Внимание, и тщательность, и настойчивость и упорство в изучении правил дорожного движения обретается у тех, кто собирается сдавать экзамен на право управления автомобилем (мотоциклом). Это видно невооруженным взглядом.

Внимание, и способность слышать, и желание делать что-то от услышанного появляется у проживших год в браке под одной крышей. Ну чаще всего, как мне кажется.

Внимание к говорящему, и силы исполнять услышанное, и настойчивость, и неукоснительность в деле воспитания ребенка проявляются только после рождения ребенка и какого-то времени после рождения. Это знают все.

Внимание к советам, и перемена жизни, и соблюдение каких-то правил и требований, и добрая обеспокоенность ситуацией возникает только после оглашения медицинского диагноза, утверждающего необратимость или обратимость, но с крайним напряжением сил всего человека. 

Список можно дополнить, но многие читатели уже поняли куда я веду.

Детям непонятно зачем учить правила ПДД, т.к. они пока не собираются сдавать на права. Бесполезно им расписывать все нюансы и тонкости - они не запомнят и главнейшего - нет цели и, в данной ситуации, смысла!

Детям бесполезно рассказывать, как не надо воспитывать ребенка - у них их просто еще нет, а значит не зачем и запоминать "эту ерунду".

Детям будет интересны объяснения некоторых сторон семейной жизни, но они счастливо забудут об этом, т.к. это знание не насущная потребность сейчас.

Детям можно показать всю красоту православия, вывернувшись наизнанку, "изыскивая совершенно новые методы работы с детьми и юношеством", но если не будет благодати призывающей или настойчивого требования души, или обстоятельств жизни, убеждающих в правоте Церкви, то дети ни к чему не придут. Даже с трудом вспомнят через месяц - два о чем шла речь на прошлом занятии... Им это пока не надо. А когда будет надо, чаще всего, уже будет поздно. Хотя по слову старца Паисия Святогорца "Все неисправленное и неисправимое исправляется смирением и молитвой".

DDDDD   

 

 

Если что еще вспомню непременно поделюсь с вами. До встречи! Простите и поправьте, если что не так.


Назад к списку